Билет в будущее


Единая модель профориентации «Билет в будущее» – это совокупность целей, средств и результатов осуществления профориентационной деятельности с обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на всей территории Российской Федерации, включая отдаленные и труднодоступные территории, построенная на принципах доступности, системности, систематичности, межведомственности и отражающая и учитывающая личные запросы обучающихся, их семей, общества и государства.

Выбор индивидуального образовательно - профессионального маршрута – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека, следовательно, и всего общества.

Реализация Единой модели профориентации «Билет в будущее» в Ростовской области регламентируется приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 19.07.2024 года № 709 «О реализации Единой модели профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Ростовской области, в 2024-2025 учебном году». На основании данного приказа региональным оператором реализации Единой модели профориентации «Билет в будущее» является государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Институт развития образования».

Цель Единой модели профориентации «Билет в будущее» – формирование единого образовательного и воспитательного пространства в системе основного и среднего общего образовании Российской Федерации, обеспечивающего готовность выпускников общеобразовательных организаций к профессиональному самоопределению с учетом их потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда и развития современных производств.

Задачи Единой модели профориентации «Билет в будущее»:

  1. совершенствование нормативного правового обеспечения профориентационной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
  2. обеспечение научно обоснованным содержанием профориентационной деятельности, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
  3. обеспечение равенства образовательных возможностей, доступности профориентационных программ вне зависимости от места проживания, уровня доходя и иных факторов;
  4. осуществление профориентационной работы с обучающимися с учетом социально-экономических особенностей конкретного субъекта Российской Федерации;
  5. систематизация профориентационной работы образовательных организаций;
  6. обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
  7. реализация воспитательного потенциала профориентации;
  8. подготовка образовательных программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
  9. обеспечение взаимодействия между сторонами, участвующими в профориентационной работе: региональными органами исполнительной власти, образовательными организациями различных видов и типов, компаниями работодателями, центрами занятости населения, обучающимися, родителями (законными представителями) и иными организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления мероприятий по профессиональной ориентации;
  10. поддержка в профориентационной работе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства («группы риска»);
  11. разработка механизмов мониторинга, анализа, верификации профориентационной деятельности.

 

Участники Единой модели профориентации «Билет в будущее» - это обучающиеся 6-11 классов, осваивающие образовательную программу основного или среднего общего образования, в том числе лици с ОВЗ и инвалидностью.

Единая модель профориентации «Билет в будущее» может быть реализована на базовом, основном или продвинутом уровнях. Уровень реализации Единой модели профориентации общеобразовательными организациями утвержден в приказе министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.08.2024 г. № 811 «Об утверждении уровней реализации Единой модели профессиональной ориентации общеобразовательными организациями Ростовской области в 2024/2025 учебном году».

 

Направление Единой модели профориентации

Базовый уровень, ак.ч.

Основной уровень, ак.ч.

Продвинутый уровень, ак.ч.,

Урочная деятельность

не менее 4

не менее 9

не менее 11

Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты»

34

34

34

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

не менее 2

не менее 2

не менее 4

Практико-ориентированный модуль

 

не менее 12

не менее 18

Дополнительное образование

 

не менее 3

не менее 3

Профессиональное обучение (с 8 класса)

 

 

не менее 10, для не менее чем 10% обучающихся в классе

Итого

не менее 40

не менее 60

не менее 80

 

В рамках Единой модели профессиональной «Билет в будущее» ориентации обучающихся задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению реализуются через сочетание следующих основных подходов:

  1. мотивационно - активизирующий – привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуального образовательно - профессионального маршрута, проблематизация темы профессионального будущего и жизненного будущего в целом, подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своего индивидуального образовательно-профессионального маршрута с опорой на собственную активность в исследовании интересующих обучающегося вопросов. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения.
  2. информационно-развивающий – помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, развенчание заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством;
  3. диагностико-консультативный подход – помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, знаний, интересов и склонностей. Возможно проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также занятия и консультирование по вопросам профессионального самоопределения. Это важные 17 задачи на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет также выявить уровень сформированности готовности к профессиональному самоопределению и отследить ее изменения;
  4. практико-ориентированный подход – разработка специальных мер, позволяющих обучающемуся установить связь между получаемыми теоретическими знаниями и текущими и будущими практическими действиями, необходимыми для освоения выбранного профессионального направления; решение кейсов от работодателей; разработка и реализация собственного индивидуального образовательно-профессионального маршрута; участие в мероприятиях по профессиональному выбору (в профессиональных пробах и др.), что предполагает пробное погружение обучающихся в реальный профессиональный контекст. При проведении профориентационных мероприятий приоритетными являются направления научно-технологического развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. № 529.

 

К принципам реализации Единой модели профориентации «Билет в будущее» относятся:

  1. Доступность – возможность для каждого обучающегося по программам основного общего, среднего общего образования воспользоваться профориентационной помощью, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью.
  2. Системность – использование подхода, включающего выявление профессиональных склонностей, профессиональные пробы, разнообразие методов обучения и воспитания.
  3. Систематичность (пролонгированность) – реализация Единой модели профориентации в течение нескольких лет на регулярной основе, что позволяет обеспечить динамику в достижении поставленных целей, работа разбита на этапы, логически связанные между собой.
  4. Межведомственность – создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств (Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки 18 и высшего образования Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, и т.д.) и общих скоординированных усилий.

 

Для удобства восприятия обучающимися в рамках Единой модели профориентации используется вспомогательная классификация основных отраслей экономики, обеспечивающая распределение по 9 крупным группам – «профессиональным средам»: здоровая среда, комфортная среда, безопасная среда, креативная среда, умная среда, социальная среда, деловая среда, индустриальная среда, аграрная среда. Данная классификация используется на цифровой платформе Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» (bvbinfo.ru) (единой платформе профориентации в Российской Федерации), а также в курсе внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты».


 
 

Электронные ресурсы