ЭП

Документ подписан электронной подписью
05.03.2025 16:59, Мыгаль Марина Михайловна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

 

«Химия и биология в медицине»

 

для обучающихся 11 класса

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Орловский‌

 

Пояснительная записка

Химическое и биологическое образование, получаемое выпускниками общеобразовательной организации, является неотъемлемой частью их образованности. Оно служит завершающим этапом реализации на соответствующем ему базовом уровне ключевых ценностей, присущих целостной системе образования. Эти ценности касаются познания законов природы, формирования мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде.

Химия и биология как элементы системы естественных наук играет особую роль в современной цивилизации, в создании новой базы материальной культуры. Она вносит свой вклад в формирование рационального научного мышления, в создание целостного представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, которое формируется в химии на основе понимания вещественного состава окружающего мира, осознания взаимосвязи между строением веществ, их свойствами и возможными областями применения.

Тесно взаимодействуя с другими естественными науками, химия и биология стала неотъемлемой частью мировой культуры, необходимым условием успешного труда и жизни каждого члена общества. Современная химия и биология как науки созидательная, как наука высоких технологий направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой, экологической безопасности и охраны здоровья.

Главными целями изучения программы являются:

  • - формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия, фундаментальные законы и теории химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и становления;
  • - формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в практической и повседневной жизни;
  • - развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами;
  • - овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.

В связи с этим доминирующее значение приобретают такие задачи, как:

- адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира, формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотных решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;

  • - формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, необходимых для приобретения опыта деятельности, которая занимает важное место в познании химии, а также для оценки с позиций экологической безопасности характера влияния веществ и химических процессов на организм человека и природную среду;
  • - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые знания по химии в соответствии с жизненными потребностями, использовать современные информационные технологии для поиска и анализа учебной и научно-популярной информации химического содержания;
  • - формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического мышления, наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно необходимы, в частности, при планировании и проведении химического эксперимента;
  • - воспитание у обучающихся убеждённости в гуманистической направленности химии, её важной роли в решении глобальных проблем рационального природопользования, пополнения энергетических ресурсов и сохранения природного равновесия, осознания необходимости бережного отношения к природе и своему здоровью, а также приобретения опыта использования полученных знаний для принятия грамотных решений в ситуациях, связанных с химическими явлениями.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • - экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования;
  • - повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • - осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- понимание специфики химии и биологии как наук, осознания их роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
  • - использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
  • - определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
  • - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • - использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
  • - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • - сформированность знаний о месте и роли химии и биологии в системе научного знания естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных учёных химиков и биологов в развитие химии и биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;
  • - умение владеть методами научного познания в химии и биологии: наблюдение и описание живых систем, процессов и явлений, организация и проведение биологического эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и законов, умение делать выводы на основании полученных результатов;
  • - умение критически оценивать и интерпретировать информацию химического и биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы), рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;
  • - умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая химическую и биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат химии и биологии.

 

Годовое количество часов на изучение учебного курса «Химия и биология в медицине» по программе составляет 32 часа, 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2024-2025 учебный год программа реализуется в объёме 32 часов. 

 

 

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Медицина - ровесница человечества. История медицины

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cca60

2

Великие анатомы и врачи.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e

3

Профессии: биохимик, фармацевт, врач, врач-лаборант.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e

4

Основные направления медицины.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccf56

5

Определение понятия Здоровье.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd0c8

6

Химические элементы в организме человека и их роль.  

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd9ce

7

К чему приводит недостаток химических элементов  в   организме.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd65e

8

Лечение  металлами. Металлотерапия и её история. Использование меди, серебра в медицине. 

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd866

9

Где «задерживаются» токсичные  вещества.    

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cea68

10

Соль  и её воздействие на организм. Солелечение.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd3de

11

Основы химического анализа на примере исследования состава минеральных вод.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cddde

12

Биологические пищевые  добавки – польза или вред?

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce568

13

Анализ биологических пищевых добавок.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce73e

14

Лекарства: история создания Лекарственные формы.

 1

1

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec

15

Лекарства: их  применение  и  действие.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec

16

Побочные эффекты от употребления лекарств.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec

17

Болеутоляющие  средства.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec

18

Антибактериальные и химиотерапевтические средства.

 1

 

 

 

19

Витамины.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec

20

Химия регулирует  рождаемость.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec

21

Лекарства в моем доме.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cec3e

22

Лекарственные  растения в Ростовской области. Фитотерапия.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cedba

23

Что нужно знать при покупке  лекарств.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684

24

Рецепты  приготовления лекарственных  настоев.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf508

25

Полимеры и медицина.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684

26

Этиловый спирт и его свойства, используемые в медицине.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684

27

Генная инженерия: за  и  против.

1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf7e2

28

Химия и мутационная  изменчивость.

1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e

29

Вредные привычки - угроза здоровью.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfeea

30

Вредные привычки - угроза здоровью.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340

31

Движение - жизнь.

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340

32

Итоговый урок по курсу

 1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 32

0

0