|
![]() Документ подписан электронной подписью |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
образовательный модуль «Футбол для всех»
для обучающихся 10-11 классов
СОДЕРЖАНИЕ
I. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» |
4 |
II. |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ |
8 |
III. |
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» |
11 |
|
Раздел 1. Знания о футболе |
|
|
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности |
|
|
Раздел 3. Физическое совершенствование |
|
IV. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ |
13 |
V. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ |
17 |
VI. |
Приложение 1. Средства развития основных физических качеств футболиста |
21 |
|
Приложение 2. Рекомендации по определению уровня физической подготовленности обучающихся 10-11-х классов |
23 |
|
|
|
Футбол - самый массовый, самый зрелищный, самый игровой из всех игровых видов спорта. Футбол можно использовать в общеобразовательной организации, как часть программы по физической культуре, футбол преподаётся в спортивных школах, где готовят технически, тактически грамотных игроков. В футбол играют в командах мастеров, где футбол - это профессия человека. Все это говорит о том, что футбол интересен всем!
Учебный предмет «Физическая культура» является основным средством физического воспитания. Одно из главных мест в системе физического воспитания занимают спортивные игры, в том числе футбол. Футбол одна из старейших и самых популярных спортивных командных игр в мире. Игра всегда привлекает детей, повышает их интерес к занятию и оказывает на организм всестороннее влияние.
Образовательный модуль «Футбол для всех» (далее – Модуль) помогает адаптировать содержание учебного предмета «Физическая культура» к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала, комфортных условий для развития и формирования талантливой личности.
Успешность обучению футболу детей прежде всего обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует учитель, возрастным и индивидуальным особенностям обучающегося. Возрастные, половые и индивидуальные различия детей являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники футбола.
Командный характер игры «футбол» воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый обучающийся может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества, преодолевать усталость, боль, вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Образовательный модуль «Футбол для всех» по учебному предмету «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования (далее – Модуль) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ среднего общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018 г. №ПК-1вк.
Модуль реализуется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), который действует в интересах обучающихся образовательных организаций и утверждает:
– право образовательных организаций на самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности и свободе в определении содержания образования, разработке и утверждении своих образовательных программ, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п.п. 6 п. 3 ст. 28 Закона);
– право педагогических работников на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
Содержание Модуля футбола сочетается со всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в общеобразовательной организации (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.), предполагая доступность освоения учебного материала всеми возрастными категориями обучающихся, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей.
Цель модуля – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры обучающихся с использованием средств футбола, формирования у подрастающего поколения потребности в ведении здорового образа жизни.
Задачи модуля:
Преимущество Модуля состоит в том, что используемые в процессе обучения технологии
способствуют повышению общего уровня двигательной активности обучающихся;
содействуют укреплению опорно-двигательного аппарата и улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
решают комплекс основных задач физического воспитания на ступени среднего общего образования;
создают оптимальные условия гармоничного развития личности, обеспечивая гибкость и вариативность содержания образовательной деятельности на всех ступенях образования в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностям обучающихся;
совершенствуют интеграцию уроков физической культуры, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и деятельности школьного спортивного клуба;
способствуют развитию основных физических качеств, игрового мышления обучающихся.
Место учебного модуля в учебном плане.
Модуль может реализовываться на уроках физической культуры в 10-11 классах общеобразовательной организации на протяжении всего учебного периода по 1 часу в неделю (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10) в объеме 68 часов (по 34 часа в каждом классе).
Содержание Модуля расширяет и дополняет знания, полученные в результате освоения примерной рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.
Педагог имеет возможность вариативно использовать учебный материал в разных частях урока по физической культуре с выбором различных элементов игры в футбол с учётом возраста, гендерных особенностей и физической подготовленности обучающихся.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Модуль «Футбол для всех», направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты освоения модуля отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения Модуля. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов
и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты освоения модуля характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в игровой деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания Модуля, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательной деятельности (умение учиться), так и в повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты освоения модуля характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается
и закрепляется в процессе освоения Модуля и проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умении творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий футболом.
Предметные результаты:
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФУТБОЛЕ
Техника безопасности во время занятий футболом.
Физическая культура и спорт в России. Массовый народный характер спорта. Развитие футбола в России и за рубежом. Единая спортивная классификация и её значение. Разрядные нормы и требования по футболу. Международные связи российских спортсменов. Олимпийские игры.
Российские спортсмены на Олимпийских играх. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионаты и Кубки России. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА; лучшие российские команды, тренеры, игроки. Принцип честной игры или фейр-плей.
Правила игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды. Его права и обязанности. Планирование, организация и проведение соревнований по футболу. Виды соревнований. Система проведения соревнований. Судейство соревнований по футболу. Судейская бригада: главный судья, 1-й судья, 2-й судья, 3-й судья, хронометрист, судья – информатор. Их роль в организации и проведении соревнований.
Мышечная деятельность. Утомление и его причины. Нагрузка и отдых. Восстановление физиологических функций. Значение и содержание самоконтроля. Объективные и субъективные данные самоконтроля.
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися.
РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом
в зависимости от места проведения занятий. Организация и проведение соревнований по футболу. Оценка техники осваиваемых специальных упражнений с футбольным мячом, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений. Тестирование уровня физической подготовленности в футболе.
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Общеразвивающие физические упражнения
Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Технические действия в игре.
Понятия спортивной техники. Классификация и терминология технических приёмов. Совершенствование техники ведения, остановки и отбора мяча; ударов по мячу.
Тактические действия в игре.
Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Тактические варианты игры. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении (атакующие комбинации флангом и центром). Тактика игры в защите (зонная, персональная опека, комбинированная оборона). Дневник спортсмена.
Соревнования по футболу.
Тематическое планирование |
Характеристика |
Раздел 1. Знания о футболе |
|
Техника безопасности во время занятий футболом.
|
Знать и соблюдать технику безопасности во время занятий футболом. |
Физическая культура и спорт в России. Массовый народный характер спорта. Развитие футбола в России и за рубежом. Единая спортивная классификация и её значение. Разрядные нормы и требования по футболу. Международные связи российских спортсменов. Олимпийские игры. |
Знать историю развития физической культуры и спорта в мире и России. Знать историю развития футбола в России и за рубежом. Понимать роль олимпийского движения для развития России.
|
Российские спортсмены на Олимпийских играх. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионаты и Кубки России. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА, лучшие российские команды, тренеры, игроки. Принцип честной игры или фейр-плей.
|
Знать российских спортсменов –членов олимпийской сборной по футболу. Уметь игровые амплуа в футболе. Отбирать и составлять комплекс упражнений для развития основных физических качеств футболиста. Выявлять успехи российских футболистов на мировой арене. Применять в игровой и соревновательной деятельности принцип честной игры. |
Правила игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды. Его права и обязанности. Планирование, организация и проведение соревнований по футболу. Виды соревнований. Система проведения соревнований. Судейство соревнований по футболу. Судейская бригада: главный судья, 1-й судья, 2-й судья, 3-й судья, хронометрист, судья – информатор. Их роль в организации и проведении соревнований. |
Применять правила игры в футбол для самостоятельных занятий Знать влияние физических упражнений на организм обучающихся. Знать параметры полей и их оборудование для занятий и соревнований по футболу. Уметь квалифицировать соревнования по футболу. Применять самоконтроль при занятиях футболом. Знать и уметь применять роли судей в организации и проведении соревнований.
|
Утомление и его причины. Нагрузка и отдых. Восстановление физиологических функций. Значение и содержание самоконтроля. Объективные и субъективные данные самоконтроля. Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися. |
Знать причины утомления. Понимать значение самоконтроля в деятельности футболиста. Уметь квалифицировать объективные и субъективные данные самоконтроля. Проявлять толерантность к сверстникам |
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
|
Оценка техники осваиваемых основных упражнений с футбольным мячом, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений. |
Понимать выполнение основных упражнений с футбольным мячом. Описывать технику упражнений с футбольным мячом. Устранять ошибки в технике выполнения упражнений с футбольным мячом. Знать название упражнений для развития физических качеств футболистов различных амплуа.
|
Тестирование уровня физической подготовленности в футболе. |
Знать контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности футболиста. Сравнивать свои результаты выполнения контрольных упражнений с результатами других обучающихся. |
Раздел 3. Физическое совершенствование |
|
Общеразвивающие физические упражнения. |
|
Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста. |
Составлять комплексы специальных упражнений технических действий футболиста. |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
|
Технические действия в игре.
|
Знать технику выполнения и применять в игре технические действия (перемещение игрока; удары по мячу, ведение, отбор и передача мяча различным способом и другие). Уметь применять терминологию технических приемов. Демонстрировать приобретенные знания в игровой и соревновательной деятельности. |
Тактические действия в игре.
|
Владеть понятием «стратегия», «тактика игры», «стиль игры». Уметь применять тактические варианты игры в футбол в зависимости от игровой ситуации. Примять тактику игры отдельных линий и игровых команд. Уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками во время выполнения групповых тактических действий. Демонстрировать тактически действия в нападении и защите.
|
Соревнования по футболу.
|
Знать и уметь выполнять индивидуальные тактические действия в защите. Уметь выбирать игровую позицию на поле. Владеть техникой взаимодействия игроков в различных игровых ситуациях. |
Выпускник научится:
Приложение 1
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТА
Круговая тренировка (развитие взрывной силы)
1-я серия упражнений
Программа № 1
Количество повторение: 1—2 раза,
Длина дистанции: 10—20 м.
Количество серий: 1—3;
Отдых между сериями 3—5!
Рекомендуемые упражнения:
1. Прыжки на одной ноге (левая; правая);
2. Прыжки на одной ноге в сторону;
3. Прыжки на двух ногах вперед;
4. Прыжки с ноги на ногу с высоким подниманием колен;
5. Прыжки с ноги на ногу из стороны в сторону (конькобежный);
6. Прыжки с ноги на ногу из стороны в сторону с глубоким приседом;
7. Ходьба в глубоком приседе с изменением направлений (корпус прямо);
8. Прыжки «лягушка».
Программа № 2.
В две группы. С грузом и 6eз грузов
Инвентарь: 6—12 скамеек, 10 матов, блины 15—20 кг, набивные мячи.
1 серия
1. Прыжки боком через скамейки на одной ноге, обратно бег по магу с кувырками (повторение — спринт при возвращении);
2. прыжки через скамейку на двух ногах, обратно спринт;
3. прыжки через скамейку, ноги вместе, обратно — бег с кувырками; при повторе — спринт. Отдых 5'.
2 серия
1. Прыжки через скамейку лицом вперед. Обратно спринт;
2. прыжки через скамейку с ноги на ногу, обратно бег по магам с кувырками. При повторе — спринт.
3 серия
Выполнение упражнений с грузом 15—20 кг; набивные мячи.
1. Прыжки боком через скамейку, ноги вместе. Обратно — бег по матам с кувырками. При повторе — спринт;
2. То же самое, но без груза;
3. Прыжки боком через скамейку на одной ноге (с грузом). Обратно — бег по мату с кувырками. При повторе то же самое, но без груза, и спринт;
4. Прыжки боком через скамейку, ноги вместе с грузом. Обратно — бег по мату с кувырками. При повторе — спринт. 5 отдых.
Упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки
на 5-10 м из различных исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты
с элементами старта. Подвижные игры.
Упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между стойками, бег прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость), переменный бег на дистанцию 50-100м (15-20 мин с максимальной скоростью, 10-15 м медленно и т.д.).
Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением способа передвижения, с изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости, «челночный бег»: 2х10, 4х5,4х10,2х15 и т.п., выполнение элементов техники в быстром темпе, бег с «тенью».
Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15 м) на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных положений с последующей ловлей или отбиванием мяча, ловля теннисного мяча.
Приседание с отягощением (гантели, набивными мячами, штанга
для подростков весом 40-70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Прыжки на одной ноге, затем с отягощением. Спрыгивание (40-80 см)
с последующим прыжком вверх. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переноса тяжестей. Вбрасывание набивного мяча на дальность, удары на дальность. Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание рук в лучезапястных суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами, сжимание теннисного мяча, ловля и броски набивного мяча (бросаемого одним или двумя партнерами с разных сторон), из упора лёжа хлопки ладонями, прыжки в сторону с толканием двумя ногами, приставными шагами и с отягощением.
Переменный бег, кроссы с изменением скорости. Многократно повторяемые технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с обводкой стоек, ударом по воротам).
Игровые упражнения с мячом большой интенсивностью, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью.
Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнении ударов по воротам с минимальным интервалом 3-5 игроками.
Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко повешенный мяч головой, руками, ногой, тоже самое с поворотом на 90-180°.
Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами. Кувырок вперед и назад, в сторону через плечо.
Жонглирование мячом, чередуя удары бедром, стопой, головой.
Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями.
Для вратаря: прыжки с короткого разбега, доставая высоко повешенный мяч руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со скакалкой. «Колесо» с места, с разбега. Кувырок назад в стойку. Переворот вперёд с разбега.
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
10-11 КЛАССОВ
(основная медицинская группа)
ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 16 – 17 ЛЕТ
Физические способности |
Контрольное упражнение (тест)
|
Возраст, лет |
Уровень
|
|||||
Юноши
|
Девушки |
|||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий
|
|||
Скоростные |
Бег 30 м, с |
16
17 |
5,2 и более 5,1 и более
|
5,1—4,8
5,0—4,7 |
4,4 и менее 4,3 и менее |
6,1 и более 6,1 и более |
5,9—5,3
5,9—5,3 |
4,8 и менее 4,8 и менее
|
Координационные |
Челночный бег 3 × 10 м, с
|
16
17 |
8,2 и более
8,1 и более |
8,0—7,7
7,9—7,5 |
7,3 и менее
7,3 и менее |
9,7 и более
9,6 и более |
9,3—8,7
9,3—8,7 |
8,4 и менее
8,4 и менее |
Скоростно- силовые |
Прыжок в длину с места, см
|
16
17 |
180 и менее 190 и менее |
195—210
205—220 |
230 и более 240 и более |
160 и ниже 160 и ниже |
170—190
170—190 |
210 и более 210 И более |
Выносливость |
Шестиминутный бег, м |
16
17 |
1100 и менее
1100 и менее
|
1300— 1400
1300— 1400
|
1500 и более
1500 и более |
900 и менее
900 и менее |
1050— 1200 |
1300 и более
1300 и более |
Гибкость |
Наклон вперед из положения стоя, см |
16
17 |
5 и менее 5 и менее |
9—12
9—12 |
15 и более 15 и более |
7 и менее 7 и менее |
12—14
12—14 |
20 и более 20 и более |
Силовые |
Сгибание и разгибание рук: на высокой перекладине из виса, коли- чество раз (юноши); на низкой переклади- не из виса лежа, коли- чество раз (девушки)
|
16
17 |
4 и менее 5 и менее |
8—9
9—10 |
11 и более 12 и более |
6 и менее 6 и менее |
13—15
13—15 |
18 и более 18 и более |
По специальной физической и технической подготовке
|
Бег 30 м с ведением мяча, с |
16 17 |
6,2 6,0 |
6,0 5,8 |
5,8 5,6 |
- |
- |
- |
ПО специальной физичес кой и технической подготовке
|
Бег 5 х 10 м с ведением мяча, с |
16 17 |
32,0 30,0 |
30,0 26,0 |
26,0 26,0 |
- |
- |
- |