ЭП

Документ подписан электронной подписью
05.03.2025 16:39, Мыгаль Марина Михайловна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного курса «Культура речи»

 

для обучающихся 10 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Орловский

Пояснительная записка

Курс «Культура речи» предназначен для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы и ориентирован на учащихся классов базового уровня. Значение и актуальность данного курса в современном образовании определяется необходимостью формирования у учащихся коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций в условиях серьезного снижения уровня речевой культуры современных выпускников.

 Культура речи – понятие многоаспектное, базирующееся на существовании в сознании носителей языка представления о «речевом эталоне», соотносимом с понятиями «правильная (грамотная) речь», «хорошая (образцовая) речь». Правильная (грамотная) речь – это такая речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка: орфоэпические, фонетические, лексические, морфологические, синтаксические. Понятие хорошей (образцовой) речи, разработанное в трудах ряда ученых (Г.О.Винокура, С.И.Ожегова, В.И.Чернышева и др.), также соотносится с понятием нормативной речи, но хорошая (образцовая) речь ориентирована еще и на рекомендации стилистики: логичность, богатство, уместность, точность, чистота, выразительность.

Таким образом, под культурой речи понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов. Эта сторона лингвистической подготовки проверяется в ходе ЕГЭ. Тестирование по русскому языку и культуре речи включено в вузовские экзамены на всех факультетах. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у абитуриентов.

 Цель курса: способствовать углублению и расширению знаний учащихся по культуре речи, подготовить выпускников средней школы к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, повысить общий уровень речевой культуры учащихся.

 Спецкурс рассчитан на 68 часов и разделен на два модуля: 10 класс - 34 часа – на расширение и углубление знаний по орфоэпии, лексике, фразеологии, совершенствование умений и навыков определения стилистических особенностей речи и образного выражения мысли; 11 класс-34 часов – на расширение и углубление знаний по русской грамматике. Каждый модуль завершается проверочными работами по изученному материалу в форме письменных работ и тестовых заданий.

Планируемые результаты изучения курса.

             В результате изучения данного курса обучающийся научится иметь представление: - о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

 - о нормах речевого поведения в различных сферах общения. правильно использовать: - основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека; 6 - языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Личностные:

развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;

понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 Метапредметные:

развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные:

владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

 моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

 расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;  совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

работать над расширением словарного запаса;

применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

            Годовое количество часов на изучение курса «Культура речи»   в 10 классе отведено 34 часа, 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2024-2025 учебный год программа реализуется в объёме 34 часов