|
![]() Документ подписан электронной подписью |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Культура речи»
для обучающихся 10 класса
п. Орловский
Пояснительная записка
Курс «Культура речи» предназначен для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы и ориентирован на учащихся классов базового уровня. Значение и актуальность данного курса в современном образовании определяется необходимостью формирования у учащихся коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций в условиях серьезного снижения уровня речевой культуры современных выпускников.
Культура речи – понятие многоаспектное, базирующееся на существовании в сознании носителей языка представления о «речевом эталоне», соотносимом с понятиями «правильная (грамотная) речь», «хорошая (образцовая) речь». Правильная (грамотная) речь – это такая речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка: орфоэпические, фонетические, лексические, морфологические, синтаксические. Понятие хорошей (образцовой) речи, разработанное в трудах ряда ученых (Г.О.Винокура, С.И.Ожегова, В.И.Чернышева и др.), также соотносится с понятием нормативной речи, но хорошая (образцовая) речь ориентирована еще и на рекомендации стилистики: логичность, богатство, уместность, точность, чистота, выразительность.
Таким образом, под культурой речи понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов. Эта сторона лингвистической подготовки проверяется в ходе ЕГЭ. Тестирование по русскому языку и культуре речи включено в вузовские экзамены на всех факультетах. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у абитуриентов.
Цель курса: способствовать углублению и расширению знаний учащихся по культуре речи, подготовить выпускников средней школы к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, повысить общий уровень речевой культуры учащихся.
Спецкурс рассчитан на 68 часов и разделен на два модуля: 10 класс - 34 часа – на расширение и углубление знаний по орфоэпии, лексике, фразеологии, совершенствование умений и навыков определения стилистических особенностей речи и образного выражения мысли; 11 класс-34 часов – на расширение и углубление знаний по русской грамматике. Каждый модуль завершается проверочными работами по изученному материалу в форме письменных работ и тестовых заданий.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате изучения данного курса обучающийся научится иметь представление: - о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения. правильно использовать: - основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека; 6 - языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Личностные:
развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные:
развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные:
владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
работать над расширением словарного запаса;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Годовое количество часов на изучение курса «Культура речи» в 10 классе отведено 34 часа, 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2024-2025 учебный год программа реализуется в объёме 34 часов.