|
![]() Документ подписан электронной подписью |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы черчения»
для обучающихся 9 классов
Пояснительная записка
Программа по основам черчения на уровне основного общего образования даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Основы черчения» на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам и определяет его изучение.
Цель: научить обучающихся читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
Задачи: сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций и приемах выполнения технических рисунков;
познакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
учить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
учить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
прививать культуру графического труда;
развивать навыки функциональной грамотности, которые характеризуются способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
Место учебного предмета «Основы черчения» в учебном плане
На изучение черчения в 9 классе отводится 0,5 часа в неделю, за год 17 часов.
Содержание учебного предмета
Раздел № 1 Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (2 часа).
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. Типы линий. Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.
Графическая работа № 1 по теме « Линии чертежа».
Типы линий: толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная. Правила нанесения размеров. Способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Значение выносных и размерных линий. Значение выносных и размерных линий. Шрифты чертёжные. Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения.
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям. Уметь выполнять чертёж плоской детали и наносить размеры, согласно требованиям ГОСТов.
Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о чертёжных инструментах и их назначении. Знать о правилах оформления чертежей, типы линий. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. Уметь выполнять типы линий в соответствии с ГОСТами: толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная. Знать способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Знать Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Уметь выполнять чертёж плоской детали и наносить размеры, согласно требованиям ГОСТов.
Раздел № 2 Чертежи в системе прямоугольных проекций (2 часа).
Проецирование общие сведения. Прямоугольное, параллельное, косоугольное проецирование. Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Фронтальная и горизонтальная плоскость. Знать о плоскостях проекций. Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Профильная плоскость проекций. Чертёж в системе прямоугольных проекций. Составление чертежей по разрозненным изображениям. Вид-изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Знать о расположении видов на чертеже.
Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о правилах проецирования на три плоскости. Составление чертежей по разрозненным изображениям. Уметь составлять чертежи по разрозненным изображениям. Уметь выполнять чертёж по заданной теме.
Раздел № 3 Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (1 час).
Построение аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция. Угол осей. Аксонометрические проекции, угол осей, Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. Способы построения аксонометрических фигур. Способы построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Фронтальные диметрические проекции окружностей. Изометрические проекции окружностей. Уметь выполнять аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о способах построения косоугольной и прямоугольной проекций. Уметь выполнять аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Уметь выполнять технический рисунок деталей.
Раздел № 4 Чтение и выполнение чертежей (4 часа).
Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. Решение занимательных задач. Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
Порядок построения изображений на чертежах. Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида по двум данным видам.
Графическая работа № 5 по теме «Построение третьей проекции по двум данным».
Нанесение размеров с учётом формы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей.
Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».
Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь выполнять упражнения по анализу геометрической формы предметов. Уметь выполнять проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Знать порядок построения изображений на чертежах. Знать порядок построения изображений на чертежах. Уметь выполнять чертёж третьего вида по двум заданным.
Раздел № 5 Эскизы (1 час).
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».
Требования к уровню подготовки учащихся: уметь самостоятельно выполнять чертежи, эскизы и технический рисунок детали.
Раздел № 6 Сечения и разрезы (3 часа).
Знакомство с техническими требованиями и конструктивными элементами. Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материала. Практическая работа по построению фигуры. Практическая работа «Сечение».
Графическая работа № 11 Чертёж детали. Разрезы. Классификация. Соединение на чертеже вида и разреза. Особые случаи разрезов. Практическая работа по построению разрезов. Применение разрезов в аксонометрии. Практическая работа «Чтение чертежа. Выбор количества изображений. Условности и упрощения.
Графическая работа №12 Сечения и разрезы.
Требования к уровню подготовки учащихся: уметь: рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; анализировать графический состав изображений; читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов; выбирать необходимое число видов на чертежах; осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Раздел № 7 Сборочные чертежи (3 часа) Общие сведения о соединении деталей. Соединение штифтом и шпонкой. Понятие о резьбах. Условные обозначения. Типы резьбовых соединений. Типы резьбовых соединений.
Графическая работа № 13 Чертёж болтового соединения. Общие сведения о сборочных чертежах. Размеры и изображения на сборочных чертежах. Практическая работа «Сборочный чертёж. Деталирование. Определение размеров детали по сборочному чертежу.
Графическая работа № 14 Деталирование сборочного чертежа
Требования к уровню подготовки учащихся: знать: основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы. Учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей. Уметь применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием. Выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.
Раздел № 8 Чтение строительных чертежей (1 час)
Строительные чертежи. Понятия об архитектурно - строительных чертежах. Практическая работа по выполнению строительного чертежа. Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о видах строительного чертежа, различать их. Знать разницу между строительным и техническим изображением. Уметь выполнить чертёж будущего дома.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Функциональная грамотность (Смысловое чтение). Обучающийся сможет:
Планируемые результаты изучения курса
В процессе изучения курса «основы черчения» обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
9 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел № 1 Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления |
|||||
1.1 |
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. Типы линий. Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. Графическая работа № 1 по теме «Линии чертежа». Типы линий: толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная. Правила нанесения размеров. Способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Значение выносных и размерных линий. Значение выносных и размерных линий. Шрифты чертёжные. Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения. Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 |
Итого по разделу |
2 |
|
|||
Раздел № 2 Чертежи в системе прямоугольных проекций |
|||||
2.1 |
Проецирование общие сведения. Прямоугольное, параллельное, косоугольное проецирование. Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Фронтальная и горизонтальная плоскость. Знать о плоскостях проекций. Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Профильная плоскость проекций. Чертёж в системе прямоугольных проекций. Составление чертежей по разрозненным изображениям. Вид-изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Знать о расположении видов на чертеже. Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». |
2 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 |
Итого по разделу |
2 |
|
|||
Раздел № 3 Аксонометрические проекции. Технический рисунок |
|||||
3.1 |
Построение аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция. Угол осей. Аксонометрические проекции, угол осей, Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. Способы построения аксонометрических фигур. Способы построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Фронтальные диметрические проекции окружностей. Изометрические проекции окружностей. Уметь выполнять аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок. |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 |
Итого по разделу |
1 |
|
|||
Раздел № 4 Чтение и выполнение чертежей |
|||||
4.1 |
Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. Решение занимательных задач. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». Порядок построения изображений на чертежах. Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида по двум данным видам. Графическая работа № 5 по теме «Построение третьей проекции по двум данным». Нанесение размеров с учётом формы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей. Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». |
4 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 |
Итого по разделу |
4 |
|
|||
Раздел № 5 Эскизы |
|||||
5.1 |
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 |
Итого по разделу |
1 |
|
|||
Раздел № 6 Сечения и разрезы |
|||||
6.1 |
Знакомство с техническими требованиями и конструктивными элементами. Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материала. Практическая работа по построению фигуры. Практическая работа «Сечение». Графическая работа № 11 Чертёж детали. Разрезы. Классификация. Соединение на чертеже вида и разреза. Особые случаи разрезов. Практическая работа по построению разрезов. Применение разрезов в аксонометрии. Практическая работа «Чтение чертежа. Выбор количества изображений. Условности и упрощения. Графическая работа №12 Сечения и разрезы. |
3 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 |
Итого по разделу |
3 |
|
|||
Раздел № 7 Сборочные чертежи |
|||||
7.1 |
Общие сведения о соединении деталей. Соединение штифтом и шпонкой. Понятие о резьбах. Условные обозначения. Типы резьбовых соединений. Типы резьбовых соединений. Графическая работа № 13 Чертёж болтового соединения. Общие сведения о сборочных чертежах. Размеры и изображения на сборочных чертежах. Практическая работа «Сборочный чертёж. Деталирование. Определение размеров детали по сборочному чертежу. Графическая работа № 14 Деталирование сборочного чертежа |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 |
Итого по разделу |
3 |
|
|
|
|
Раздел № 8 Чтение строительных чертежей |
|||||
8.1 |
Строительные чертежи. Понятия об архитектурно - строительных чертежах. Практическая работа по выполнению строительного чертежа. Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о видах строительного чертежа, различать их. Знать разницу между строительным и техническим изображением. Уметь выполнить чертёж будущего дома. |
1 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 |
Итого по разделу |
1 |
|
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
17 |
|
|
|