ЭП

Документ подписан электронной подписью
05.03.2025 13:35, Мыгаль Марина Михайловна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного курса «Основы черчения»

для обучающихся 9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Орловский

 

 

                          Пояснительная записка

Программа по основам черчения на уровне основного общего образования даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Основы черчения» на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам и определяет его изучение.

Цель: научить обучающихся читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

Задачи: сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций и приемах выполнения технических рисунков;

познакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

учить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

учить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

прививать культуру графического труда;

         развивать навыки функциональной грамотности, которые характеризуются способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

 

Место учебного предмета «Основы черчения» в учебном плане

На изучение черчения в 9 классе отводится 0,5 часа в неделю, за год 17 часов.

Содержание учебного предмета

Раздел № 1 Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (2 часа).

Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. Типы линий. Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.

Графическая работа № 1 по теме « Линии чертежа».

Типы линий:  толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная. Правила нанесения размеров. Способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Значение выносных и размерных линий. Значение выносных и размерных линий. Шрифты чертёжные. Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения.

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям. Уметь выполнять чертёж плоской детали и наносить размеры, согласно требованиям ГОСТов.

Требования  к уровню подготовки учащихся: Знать о чертёжных инструментах и их назначении. Знать о правилах оформления чертежей, типы линий. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. Уметь выполнять типы линий в соответствии с ГОСТами: толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная. Знать способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Знать  Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Уметь выполнять чертёж плоской детали и наносить размеры, согласно требованиям ГОСТов.

Раздел № 2 Чертежи в системе прямоугольных проекций (2 часа).

Проецирование общие сведения. Прямоугольное, параллельное, косоугольное проецирование. Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Фронтальная и горизонтальная плоскость.  Знать о плоскостях проекций. Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.  Профильная плоскость проекций. Чертёж в системе прямоугольных проекций. Составление чертежей по разрозненным изображениям. Вид-изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Знать о расположении видов на чертеже. 

Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

Требования  к уровню подготовки учащихся:  Знать о правилах проецирования на три плоскости. Составление чертежей по разрозненным изображениям. Уметь составлять чертежи по разрозненным изображениям. Уметь выполнять чертёж по заданной теме.

Раздел № 3 Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (1 час).

Построение аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция. Угол осей. Аксонометрические проекции, угол осей, Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. Способы построения аксонометрических фигур. Способы построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Фронтальные диметрические проекции окружностей. Изометрические проекции окружностей. Уметь выполнять  аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.  

Требования  к уровню подготовки учащихся: Знать о способах построения косоугольной и прямоугольной проекций. Уметь выполнять  аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Уметь выполнять технический рисунок деталей.

Раздел № 4 Чтение и выполнение чертежей (4 часа).

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. Решение занимательных задач. Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

Порядок построения изображений на чертежах. Построение вырезов на геометрических телах.  Построение третьего вида по двум данным видам. 

Графическая работа №  5 по теме «Построение третьей проекции по двум данным».    

Нанесение размеров с учётом формы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей.

Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

Требования  к уровню подготовки учащихся: Уметь выполнять упражнения по анализу геометрической формы предметов. Уметь выполнять  проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Знать  порядок построения изображений на чертежах. Знать  порядок построения изображений на чертежах. Уметь выполнять чертёж третьего вида по двум заданным.

Раздел № 5 Эскизы (1 час).

Графическая работа № 9  по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». 

Требования  к уровню подготовки учащихся: уметь самостоятельно выполнять чертежи, эскизы и технический рисунок детали.

Раздел № 6  Сечения и разрезы (3 часа).

Знакомство с техническими требованиями и конструктивными элементами. Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материала. Практическая работа по построению фигуры. Практическая работа  «Сечение».

Графическая работа № 11 Чертёж детали. Разрезы. Классификация. Соединение на чертеже вида и разреза. Особые случаи разрезов. Практическая работа по построению разрезов.  Применение разрезов в аксонометрии. Практическая работа «Чтение чертежа. Выбор количества изображений. Условности и упрощения.

Графическая работа №12 Сечения и разрезы.

Требования к уровню подготовки учащихся:  уметь: рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; анализировать графический состав изображений; читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов; выбирать необходимое число видов на чертежах; осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

Раздел № 7 Сборочные чертежи (3 часа) Общие сведения о соединении деталей. Соединение штифтом и шпонкой. Понятие о резьбах. Условные обозначения. Типы резьбовых соединений. Типы резьбовых соединений.

Графическая работа № 13 Чертёж болтового соединения. Общие сведения о сборочных чертежах. Размеры и изображения на сборочных чертежах. Практическая работа «Сборочный чертёж.  Деталирование. Определение размеров детали по сборочному чертежу.

Графическая работа № 14 Деталирование сборочного чертежа

Требования к уровню подготовки учащихся:  знать: основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,  приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы. Учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей. Уметь применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием. Выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

Раздел № 8 Чтение строительных чертежей (1 час)

Строительные чертежи. Понятия об архитектурно - строительных чертежах. Практическая работа по выполнению строительного чертежа. Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о видах строительного чертежа, различать их. Знать разницу между строительным и техническим изображением. Уметь выполнить чертёж будущего дома.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации;
  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Метапредметные результаты:

  • самостоятельное определение цели своего обучения постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности.
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • выявление потребностей проектирование и создание объектов имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
  • виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технических процессов;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия;
  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими еѐ участниками;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей еѐ решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешение противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

 

Функциональная грамотность (Смысловое чтение).                         Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • критически оценивать содержание.
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 

Планируемые результаты изучения курса

В процессе изучения курса «основы черчения» обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:

  • приемы работы с чертежными инструментами;
  • простейшие геометрические построения;
  • приемы построения сопряжений;
  • выполнение чертѐжных шрифтов;
  • выполнение чертежей по правилам;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
  • принципы построения наглядных изображений;
  • построения линий пересечения простейших геометрических образов по основным правилам;
  • основные правила выполнения технического рисунка;
  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;
  • основные правила построения графиков, диаграммы но предложенным данным;
  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
  • читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
  • анализировать графический состав изображений;
  • выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
  • читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
  • проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека;
  • правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы   изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали.

 

9  КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Раздел № 1 Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления

1.1

Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. Типы линий. Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. Графическая работа № 1 по теме «Линии чертежа». Типы линий:  толстая основная, тонкая основная, волнистая, пунктирная, штриховая, штрихпунктирная. Правила нанесения размеров. Способы нанесения размеров на окружности, угловые размеры. Значение выносных и размерных линий. Значение выносных и размерных линий. Шрифты чертёжные. Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения. Величина чертежных шрифтов по ГОСТу, масштабы уменьшения и увеличения. Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

2

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

2

 

Раздел № 2 Чертежи в системе прямоугольных проекций

2.1

Проецирование общие сведения. Прямоугольное, параллельное, косоугольное проецирование. Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Фронтальная и горизонтальная плоскость.  Знать о плоскостях проекций. Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.  Профильная плоскость проекций. Чертёж в системе прямоугольных проекций. Составление чертежей по разрозненным изображениям. Вид-изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Знать о расположении видов на чертеже. 

Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

2

 

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

2

 

Раздел № 3 Аксонометрические проекции. Технический рисунок

3.1

Построение аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция. Угол осей. Аксонометрические проекции, угол осей, Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. Способы построения аксонометрических фигур. Способы построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Фронтальные диметрические проекции окружностей. Изометрические проекции окружностей. Уметь выполнять  аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.  

1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

1

 

Раздел № 4 Чтение и выполнение чертежей

4.1

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм, цилиндра и конуса. Решение занимательных задач. Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

Порядок построения изображений на чертежах. Построение вырезов на геометрических телах.  Построение третьего вида по двум данным видам. 

Графическая работа №  5 по теме «Построение третьей проекции по двум данным».   

Нанесение размеров с учётом формы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей.

Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

4

 

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

4

 

Раздел № 5 Эскизы

5.1

Графическая работа № 9  по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». 

1

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

1

 

Раздел № 6  Сечения и разрезы

6.1

Знакомство с техническими требованиями и конструктивными элементами. Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материала. Практическая работа по построению фигуры. Практическая работа  «Сечение».

Графическая работа № 11 Чертёж детали. Разрезы. Классификация. Соединение на чертеже вида и разреза. Особые случаи разрезов. Практическая работа по построению разрезов.  Применение разрезов в аксонометрии. Практическая работа «Чтение чертежа. Выбор количества изображений. Условности и упрощения.

Графическая работа №12 Сечения и разрезы.

3

 

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

3

 

Раздел № 7 Сборочные чертежи

7.1

Общие сведения о соединении деталей. Соединение штифтом и шпонкой. Понятие о резьбах. Условные обозначения. Типы резьбовых соединений. Типы резьбовых соединений.

Графическая работа № 13 Чертёж болтового соединения. Общие сведения о сборочных чертежах. Размеры и изображения на сборочных чертежах. Практическая работа «Сборочный чертёж.  Деталирование. Определение размеров детали по сборочному чертежу.

Графическая работа № 14 Деталирование сборочного чертежа

3

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

3

 

 

 

Раздел № 8 Чтение строительных чертежей

8.1

Строительные чертежи. Понятия об архитектурно - строительных чертежах. Практическая работа по выполнению строительного чертежа. Требования к уровню подготовки учащихся: Знать о видах строительного чертежа, различать их. Знать разницу между строительным и техническим изображением. Уметь выполнить чертёж будущего дома.

1

 

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

1

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17