|
![]() Документ подписан электронной подписью |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая ботаника» направлена на формирование у учащихся 7 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 7 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Практическая ботаника» в 7 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
- развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
- формирование основ экологической грамотности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение.
План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 2. Систематика.
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения. Основные таксоны (категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии.
Раздел 3 Лаборатория Левенгука.
Практические и лабораторные работы:
Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов.
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Микромир» (работа в группах). Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием светового микроскопа.
Раздел 4. Практическая ботаника.
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли.
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека.
Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники). Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека.
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных.
Покрытосеменные (цветковые) растения. Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения.
Семейства покрытосеменных. Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые). Культурные представители семейств, их использование человеком.
Лабораторные и практические работы.
Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады и хлореллы).
Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса).
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
Изучение внешнего строения папоротника или хвоща.
Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы).
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые), Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые), Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах.
Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек.
Раздел 5. Грибы. Лишайники. Бактерии.
Грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Меры профилактики заболеваний, связанных с грибами. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и другие). Паразитические грибы. Борьба с заболеваниями, вызываемыми паразитическими грибами.
Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников.
Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Бактерии на службе у человека.
Лабораторные и практические работы.
Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов.
Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение шляпочных грибов на муляжах).
Изучение строения лишайников.
Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах).
Раздел 6. Биопрактикум.
Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований.
Лабораторные и практические работы.
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений Прорастание семян.
Влияние прищипки на рост корня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
1 |
Введение |
1 |
|
|
|
2 |
Систематика |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416720 |
3 |
Лаборатория Левенгука |
4 |
|
4 |
|
4 |
Практическая ботаника |
21 |
|
16 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416720 |
5 |
Грибы. Лишайники. Бактерии |
5 |
|
5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416720 |
6 |
Биопрактикум |
2 |
|
2 |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
27 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
||
Всего
|
Практические работы |
План |
Факт |
|||
1 |
Введение |
1 |
|
6.09 |
|
|
2 |
Систематика растений |
1 |
|
13.09 |
|
|
Раздел 3. Лаборатория Левенгука. (4ч) |
||||||
3 |
Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования. |
1 |
1 |
20.09 |
|
|
4 |
Изучение устройства увеличительных приборов. |
1 |
1 |
27.09 |
|
|
5 |
Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов. |
1 |
1 |
04.10 |
|
|
6 |
Мини-исследование «Микромир» |
1 |
1 |
11.10 |
|
|
Раздел 4. Практическая ботаника. (21ч) |
||||||
7 |
Лабораторная работа «Изучение строения одноклеточных водорослей. |
1 |
1 |
18.10 |
|
|
8 |
Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса)» |
1 |
1 |
25.10 |
|
|
9 |
Бурые и красные водоросли |
1 |
|
05.11 |
|
|
10 |
Изучение внешнего строения мхов (Кукушкин лен)» |
1 |
1 |
12.11 |
|
|
11 |
Изучение внешнего строения папоротника. |
1 |
1 |
19.11 |
|
|
12 |
Изучение внешнего строения хвоща. |
1 |
1 |
26.11 |
|
|
13 |
Изучение внешнего строения плауна. |
1 |
1 |
06.12 |
|
|
14 |
Изучение голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы)» |
1 |
1 |
13.12 |
|
|
15 |
Голосеменные растения Саратовской области |
1 |
|
20.12 |
|
|
16 |
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений» |
1 |
1 |
27.12 |
|
|
17 |
Класс Двудольные и Класс Однодольные. Сравнение признаков. |
1 |
1 |
14.01 |
|
|
18 |
Семейство Крестоцветные (Капустные). |
1 |
1 |
21.01 |
|
|
19 |
Семейство Розоцветные (Розовые). |
1 |
1 |
28.01 |
|
|
20 |
Изучение признаков представителей семейства Мотыльковые (Бобовые). |
1 |
1 |
04.02 |
|
https://m.edsoo.ru/863d5b88 https://m.edsoo.ru/863d607e https://m.edsoo.ru/863d61e6 |
21 |
Изучение признаков представителей семейства |
1 |
1 |
11.02 |
|
|
22 |
Изучение признаков представителей семейства Сложноцветные (Астровые). |
1 |
1 |
14.02 |
|
|
23 |
Изучение признаков представителей семейства Лилейные. |
1 |
1 |
21.02 |
|
https://m.edsoo.ru/863d5b88 https://m.edsoo.ru/863d5dae https://m.edsoo.ru/863d5f20 |
24 |
Изучение признаков представителей семейства Злаки (Мятликовые). |
1 |
1 |
28.02 |
|
|
25 |
Культурные представители семейств Покрытосеменных растений. |
1 |
1 |
07.03 |
|
|
26 |
Растительные сообщества |
1 |
|
14.03 |
|
|
27 |
Растения из Красной книги Саратовской области. |
1 |
|
21.03 |
|
|
Раздел 5. Грибы. Лишайники. Бактерии. (5ч) |
||||||
28 |
Лабораторная работа «Изучение строения бактерий». |
1 |
1 |
04.04 |
|
|
29 |
Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов. |
1 |
1 |
11.04 |
|
|
30 |
Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов. |
1 |
1 |
18.04 |
|
|
31 |
Грибы -паразиты |
1 |
1 |
25.04 |
|
|
32 |
Изучение строения лишайников. |
1 |
1 |
13.05 |
|
|
Раздел 6. Биопрактикум. (2ч) |
||||||
33 |
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений Прорастание семян |
1 |
1 |
20.05 |
|
|
34 |
Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня. |
1 |
1 |
27.05 |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
27 |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая ботаника» предполагают наличие оборудования:
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.
Литература
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
Ь11р://еби.5еи.ги/те1об1аие5/5аткоуа.Ь1т — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
Ьнр://ммм.кип2т.ги — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
Ь11р://^^^,есо5У51ета.ги — экологическое образование детей и изучение природы России.
Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
Техническое оснащение (оборудование):
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.