ЭП

Документ подписан электронной подписью
05.03.2025 13:08, Мыгаль Марина Михайловна, Директор школы
Ключ электроннй подписи

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного курса «Основы инфографики»

 

для обучающихся 8 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Орловский

 

 

                          Пояснительная записка

Цель изучения учебного курса «Основы инфографики» для 8 класса предметной области «Искусство» – реализовать новый подход с позиций информационной культуры к освоению художественного наследия.

Задачи курса –  освоение нового учебного содержания, которое обеспечивает формирование у обучающихся необходимых компетенций для взаимодействия с информационной реальностью.

«Основы инфографики» как курс, входящий в предметную область «Искусство», способствует эстетическому и нравственному воспитанию, а также интеллектуальному развитию. Данный курс нацелен на развитие проектного мышления и новых компетенций в сфере семиотики, на освоение репрезентативных технологий современной культуры.

Учебный курс сможет обеспечит индивидуальные образовательные потребности обучающихся с учётом их интересов и возрастных особенностей, даст возможность для более глубокого изучения предметной области «Искусство», проявления творческих способностей.  

 

Общая характеристика учебного курса

        Учебный курс «Основы инфографики» для 8 класса –  единственный курс, посредством которого можно транслировать опыт восприятия и репрезентации картины мира в знаково-символических формах. Инфографика позволяет осваивать художественное наследие с позиций информационной культуры.

        Уникальность курса в том, что в нём инновационная деятельность основывается на ресурсах культурного наследия.

        Данный учебный курс открывает канал для познания художественного наследия с целью освоения творческих методов работы с информацией. Инфографика по-новому формулирует цель изучения художественного наследия, определяя её как творческую деятельность в сфере информации для целей визуальной коммуникации. Искусство и его история в контексте инфографики понимаются как генератор новых знаков и символических объектов.

        Цели визуальной коммуникации реализуются в курсе «Основы инфографики». В учебных заданиях используется большой диапазон известного опыта по созданию визуальных знаково-символических систем, включая историю изобразительного искусства, современные дизайнерские практики, эксперименты современного искусства.

        Занятия по курсу развивают знаково-символическое мышление, которое является ключевой компетенцией для жизни в информационном обществе, дают толчок для активного развития художественного мышления и интеллекта обучающихся.

        Занятия по основам инфографики – это учебная деятельность, которая носит интегративный характер, так как инфографика даёт возможность получать опыт интеграции разной информации и нескольких типов деятельности в едином проекте.

        Современное представление об инфографике основано на опыте проектной, дизайнерской деятельности, поэтому занятия инфографикой имеют проектный характер, ребёнок может использовать средства инфографики для своей репрезентативной деятельности.

        Занятия инфографикой помогают развивать особые способности мышления, необходимые во многих профессиональных сферах жизни: способности к схематизации, визуализации метафор, навыки работы с графическими средствами выражения и т. д.

        Инфографика – это сфера деятельности, где обучающийся может с полным основанием использовать самую активную форму инновационного мышления – фантазирование.

        Учебный курс предполагает активную практическую творческую деятельность обучающихся на занятиях; включает разные виды деятельности и типы заданий. Типы заданий: задания, направленные на графические подходы к созданию инфографических объектов (пиктограмм, схем, планов и т. д.); задания, связанные с конструированием графического образа; задания, направленные на интеллектуальное творчество, т. е. на работу со смыслами, содержанием, которое транслируется с помощью инфографики; комплексные проектные задания, в которых соединяются графические, конструктивные и интеллектуальные формы деятельности (рассчитаны на одно или несколько занятий).

        Данный учебный курс поможет в освоении обучающимися школьного курса «Изобразительное искусство», расширит и углубит знания, получаемые на уроках, будет способствовать эстетическому восприятию окружающего мира и произведений искусства, развитию творческих способностей и аналитического мышления.

        Занятия по основам инфографики предполагают знакомство со знаками и знаковыми системами как средствами человеческой коммуникации, а также с использованием инфографики в разных сферах деятельности (для целей обучения, понимания прочитанного, планирования своей деятельности,  разработки различных проектов и т. д.).

        В процессе практической деятельности обучающиеся активно осваивают различные виды графических материалов и техник, смешанные техники (графика, аппликация, коллаж и др.), а также информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

 

 

Место учебного предмета «Основы инфографики» в учебном плане

На изучение основ инфографики в 8 классе отводится 1 час в неделю, за год 34 часа.

Содержание учебного предмета

Учебный курс «Основы инфографики» для 8 классов  включает следующие содержательные линии:

I.       Знаки и знаковые системы в инфографике (9 часов)

Инфографика как вид деятельности, вид искусства; эпоха информации и особая актуальность инфографики сегодня; знак как средство человеческой коммуникации, передачи информации; смысл знака; пиктограммы – изобразительные (графические) знаки; виды изобразительных (графических) знаков: иконические, индексальные, конвенциональные; системы знаков;  использование знаков в разных видах искусства; семафорная система знаков (семафорная азбука); кодирование как форма переработки информации с определённой целью; логотип и его виды; изменение смысла знака в зависимости от контекста (фона); система знаков: единая схема (графическая основа) для разработки знаков, входящих в единую систему; передача времени с помощью инфографических знаков. Гербы различных стран и городов;  рельефы  Древнего Египта,  европейского  искусства  XVIII–

XIX вв.; русская живопись начала XX в. (авангард); русская сюжетная живопись XIX–XX вв.; логотипы: старинные и современные (логотипы издательств, студий, клубов и др.); примеры написания старинных и современных шрифтов, цифр; изображения циферблатов часов разных времён; рекламные плакаты В. В. Маяковского и А. М. Родченко.

 

II. Применение средств инфографики: работа с текстом (8 часов)

Постоянное увеличение объёмов информации в современном мире;  использование средств инфографики для передачи информации и целей обучения; скетчноутинг:  определение термина, возможности и графические средства создания инфографического конспекта (стрелки, скобки и рамки, эмотиконы, цветовые акценты); инфографическая запись средствами скетчноутинга; фотоколлаж: рождение нового из готового, культура монтажа в процессе создания коллажа;  фотоколлаж в графике; типографика: определение термина; шрифт: виды шрифтов, шрифты разных времён, графический образ букв и его связь с содержанием, стилем текста; шрифты, созданные художниками;  конструирование: создание графических конструкций из букв и плоскостных форм разного цвета; графический конструктор: конструирование из простых графических фигур; самодельный журнал (зин) как графический конструктор; сеттинг: проект и сборка.  Произведения художников-графиков, в которых средствами инфографики наглядно представлены устройства различных моделей, маршруты передвижения и др.; произведения А. М. Родченко: иллюстрации-фотоколлажи к книгам, плакаты к фильмам; фотоколлажи Л. Мохой-Надя; изображения шрифтов разных времён; шрифты, созданные художниками начала XX в. и современными художниками; типографика художников-конструктивистов; самодельные журналы (зины), созданные современными художниками.

III. Инфографика в разных сферах жизни (9 часов)

Особенности восприятия информации в ХХI веке. Средства передачи информации. Свет, цвет, звук, их влияние на человека. Форматы подачи информации. Использование средств передачи информации в разных типах произведений (книга, радиопередача, телефильм, видеоинфографика, веб-сайт и др.). Использование инфографики в объяснении большого массива данных. Инфографика информационная. Инфографика презентационная. Стили инфографики. Виды инфографики в зависимости от цели создания (инструктивная, анонсирующая, деловая, рекламная, благотворительная, учебная, исследовательская, новостная). Виды инфографики в зависимости от  формата представления (обычная, масштабируемая, интерактивная, анимированная, видеоинфографика). Виды инфографики в зависимости от задач представления (алгоритмическая, составная, иерархичная, сопоставительная, навигационная, статистическая, хронологическая, географическая, концептуальная, аутентичная). Виды инфографики в зависимости от способов визуализации (пиктограмма, график, картограмма, блок-схема, матрица, техническая иллюстрация, фотоинфографика). Профессиональные компетенции создателя инфографики: понимать непонятное; пополнять словарный запас; формулировать смыслы в виде увлекательного текста; визуализировать текст с помощью инфографики; конспектировать новую информацию; оценивать свою точку зрения объективно; создавать новые смыслы в команде с учётом разных точек зрения; выступать публично с презентацией; организовывать процесс обучения. Алгоритмы (методы) превращения (визуализации) текста в инфографику.

IV. Применение инфографики для обучения (8 часов)

Использование инфографики для объяснения понятий. Создание словаря с элементами визуализации. Использование инфографики в учебной деятельности. Использование инфографики в презентации. Программы для создания презентации. Этапы трансформации текста доклада, выступления в презентацию. Создание сценария. Бриф.  Структура и тезисы выступления. Матрица. Эскиз-раскадровка. Создание слайдов презентации. Подбор иллюстраций к тезисам. Шрифт, его значение и особенности использования в презентации. Цветовая палитра, её значение и особенности использования в презентации. Программы для подбора сочетания цветов. Визуальные акценты. Словарь с использованием инфографики. Конспект с использованием инфографики. Доклад с использованием инфографики.

Планируемые результаты освоения предмета

В результате освоения обучающимися учебного курса «Основы инфографики» должны быть достигнуты следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.

 

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящее, знание истории, культуры своего народа;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; 
  • развитие специфических способностей мышления, необходимых для репрезентативной деятельности:

– развитие знаково-символического мышления,

– развитие способностей к схематизации явлений, абстрагированию и редукции,

– развитие способностей к созданию визуальных метафор,

– развитие творческой воли,

         – развитие фантазии,

          – оценивать свою точку зрения объективно,

          – учитывать разные точки зрения и находить компромиссное решение.

 

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

 

 Предметные результаты:

  • формирование представлений об основах художественного творчества как одной из основных форм познания мира; формирование основ художественной культуры обучающихся; развитие эстетического видения окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса;
  • получение непосредственного опыта художественного самовыражения;
  • знакомство с языком визуальной культуры;
  • освоение графических средств выражения, форм графической организации информации, коммуникативных возможностей цветовой символики;
  • получение навыков проектного мышления, включающего в себя навыки пространственного воображения;
  • получение навыков образного мышления, навыков систематизации информации, перевода её в знаковую форму;
  • приобретение навыков поэтапного проектного моделирования (изучение и анализ проектной ситуации); творческий поиск, выраженный в эскизной работе; разработка деталей и фрагментов; увязывание всех элементов в единую художественно-целостную композицию;
  • приобретение опыта работы с различными графическими материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).

 

Функциональная грамотность (Смысловое чтение).                         Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • критически оценивать содержание.
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 

Обучающийся сможет:

 

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 

Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения курса «Основы инфографики» на уровне основного общего образования обучащийся научится:

•          понимать значимость и необходимость освоения средств инфографики для постижения сути различных явлений современного мира;

•        проявлять активный интерес к явлениям современного искусства и истории изобразительного искусства; понимать, в чём заключается возможность постижения искусства средствами инфографики;

•        понимать, что такое знак; определять виды графических знаков (иконические, индексальные, конвенциональные) и их особенности; объяснять отличие знаков от знаковых систем;

•        трактовать термин «пиктограмма», определять виды пиктограмм и их применение в различных сферах современной жизни;

•        воспринимать произведения изобразительного искусства разных времён и народов с точки зрения кодирования информации средствами инфографики;

•        выполнять практические творческие работы, проявляя оригинальность художественного мышления и пространственное фантазирование;

•        выбирать художественные материалы, техники и технологии в соответствии с замыслом творческой работы или проекта;

•        достигать необходимого уровня творческих возможностей и технологических умений, достаточных для создания ясного и оригинального высказывания средствами инфографики;

•        вычленять главное, наиболее характерное в объекте или явлении и переводить его в знаковую систему;

•        проявлять самостоятельность и оригинальность решения творческой задачи, самостоятельность мышления при формулировании темы исследования или проекта;

•        планировать свою работу, выделяя отдельные этапы; прогнозировать результат работы, а также последовательно реализовывать свой замысел средствами инфографики;

•        достигать необходимой степени завершённости и проработанности каждой части проекта;

•        вести поиск дополнительного материала (информационного, иллюстративного) по изучаемой теме, проводить его самостоятельный анализ; формировать базу данных по знаково-символическим системам;

•        локализовывать поиск; формулировать тему и задачу своего самостоятельного исследования; продуктивно проводить поиск материала и структурировать его; выбирать самые яркие, соответствующие теме иллюстрации или тексты; анализировать текст, делать выводы или выдвигать гипотезу;

•        говорить о своём понимании различных явлений,  ощущениях, чувствах, эмоциях; строить диалог, работать индивидуально и в группе;

•        устанавливать аналогии и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в процессе восприятия произведений искусства и выполнения практической работы;

•        представлять свои творческие работы и проекты в различной форме в зависимости от целей и задач презентации.

 

8  КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

Раздел № 1 Знаки и знаковые системы в инфографике

1.1

Инфографика как вид деятельности, вид искусства; эпоха информации и особая актуальность инфографики сегодня; знак как средство человеческой коммуникации, передачи информации; смысл знака; пиктограммы – изобразительные (графические) знаки; виды изобразительных (графических) знаков: иконические, индексальные, конвенциональные; системы знаков;  использование знаков в разных видах искусства; семафорная система знаков (семафорная азбука); кодирование как форма переработки информации с определённой целью; логотип и его виды; изменение смысла знака в зависимости от контекста (фона); система знаков: единая схема (графическая основа) для разработки знаков, входящих в единую систему; передача     времени с помощью инфографических знаков.  Гербы различных стран и городов; рельефы Древнего Египта, европейского искусства XVIII–XIX вв.; русская живопись начала XX в. (авангард); русская сюжетная живопись XIX–XX вв.; логотипы: старинные и современные (логотипы издательств, студий, клубов и др.); примеры написания старинных и современных шрифтов, цифр; изображения циферблатов часов разных времён; рекламные плакаты В. В. Маяковского и А. М. Родченко.

9

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

9

 

Раздел № 2 Применение средств инфографики: работа с текстом

2.1

Постоянное увеличение объёмов информации в современном мире;  использование средств инфографики для передачи информации и целей обучения; скетчноутинг:  определение термина, возможности и графические средства создания инфографического конспекта (стрелки, скобки и рамки, эмотиконы, цветовые акценты); инфографическая запись средствами скетчноутинга; фотоколлаж: рождение нового из готового, культура монтажа в процессе создания коллажа;  фотоколлаж в графике; типографика: определение термина; шрифт: виды шрифтов, шрифты разных времён, графический образ букв и его связь с содержанием, стилем текста; шрифты, созданные художниками;  конструирование: создание графических конструкций из букв и плоскостных форм разного цвета; графический конструктор: конструирование из простых графических фигур; самодельный журнал (зин) как графический конструктор; сеттинг: проект и сборка.  Произведения художников-графиков, в которых средствами инфографики наглядно представлены устройства различных моделей, маршруты передвижения и др.; произведения А. М. Родченко: иллюстрации-фотоколлажи к книгам, плакаты к фильмам; фотоколлажи Л. Мохой-Надя; изображения шрифтов разных времён; шрифты, созданные художниками начала XX в. и современными художниками; типографика художников-конструктивистов; самодельные журналы (зины), созданные современными художниками.

8

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

8

 

Раздел № 3 Инфографика в разных сферах жизни

3.1

Особенности восприятия информации в ХХI веке. Средства передачи информации. Свет, цвет, звук, их влияние на человека. Форматы подачи информации. Использование средств передачи информации в разных типах произведений (книга, радиопередача, телефильм, видеоинфографика, веб-сайт и др.). Использование инфографики в объяснении большого массива данных. Инфографика информационная. Инфографика презентационая. Стили инфографики. Виды инфографики в зависимости от цели создания (инструктивная, анонсирующая, деловая, рекламная, благотворительная, учебная, исследовательская, новостная). Виды инфографики в зависимости от формата представления (обычная, масштабируемая, интерактивная, анимированная, видеоинфографика). Виды инфографики в зависимости от задач представления (алгоритмическая, составная, иерархичная, сопоставительная, навигационная, статистическая, хронологическая, географическая, концептуальная, аутентичная). Виды инфографики в зависимости от способов визуализации (пиктограмма, график, картограмма, блок-схема, матрица, техническая иллюстрация, фотоинфографика). Профессиональные компетенции создателя инфографики: понимать непонятное; пополнять словарный запас; формулировать смыслы в виде увлекательного текста; визуализировать текст с помощью инфографики; конспектировать новую информацию; оценивать свою точку зрения объективно; создавать новые смыслы в команде с учётом разных точек зрения; выступать публично с презентацией; организовывать процесс обучения. Алгоритмы (методы)  превращения (визуализации) текста в инфографику.

9

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

9

 

Раздел № 4 Применение инфографики для обучения

4.1

Использование инфографики для объяснения понятий. Создание словаря с элементами визуализации. Использование инфографики в учебной деятельности. Использование инфографики в презентации. Программы для создания презентации. Этапы трансформации текста доклада, выступления в презентацию. Создание сценария. Бриф. Структура и тезисы выступления. Матрица. Эскиз-раскадровка. Создание слайдов презентации. Подбор иллюстраций к тезисам. Шрифт, его значение и особенности использования в презентации. Цветовая палитра, её значение и особенности использования в презентации. Программы для подбора сочетания цветов. Визуальные акценты. Словарь с использованием инфографики. Конспект с использованием инфографики. Доклад с использованием инфографики.

8

 

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

8

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34